Беттина Реймс (Bettina Rheims)

Беттина Реймс (Bettina Rheims) родилась в 1953 году в Париже в респектабельной семье. Ее отец Морис Реймс был известным историком искусства, что несомненно заложило основы ее тяги к одному из самых противоречивых и сложных видов творчества — фотографии. «Всю свою жизнь, с тех пор как начала ходить, я смотрела на великие произведения искусства, выросла с ними. Вокруг меня на стенах всегда были картины – Дега, Тулуз-Лотрек, Климт. Все эти художники, и итальянское искусство, и церкви – вот, что влияло на меня» — так говорит Беттина Реймс о своем зарождающемся интересе к фотографии.

Беттина Реймс (Bettina Rheims)

Фотографией Беттина Реймс начала увлекаться с 14-ти лет. Но началом карьерного пути Беттины Реймс была работа фотомоделью. После этого будущий культовый фотограф Франции Беттина Реймс занималась журналистикой, а позже попробовала себя в роли арт-дилера.

Серьезно заниматься фотографией Беттина Реймс начала лишь в возрасте 26 лет. Имея опыт в качестве «объекта фотографирования» и зная правила, действующие в мире торговли произведениями искусства, Реймс быстро вышла на профессиональный уровень, что позволило ей получить работу в известном парижском журнале «Egoiste» и вскоре стать его его ведущим фотографом. В 80-е годы с началом первых же публикаций в «Egoiste» Реймс становится одним из самых популярных и востребованных фотографов Франции.

Беттина Реймс (Bettina Rheims)

Основным объектом работы Беттины Реймс всегда было женское тело. Ее стиль — нарочито постановочные снимки, художница не признает в своей работе ни документальности, ни спонтанности. В 1989 году выходит в свет ее монография «Female Troube» — серия необыкновенно чувственных женских портретов, в которых образ эротичности представлен с оригинальностью, присущей только неповторимому стилю Реймс. Одновременно состоялись выставки альбома «Female Troube» в Мюнхене и Токио.

В начале 90-х Беттина Реймс создает серию черно-белых снимков «Животнoе». Особенностью ее работы было то, что снимала художница не живых животных, а чучела. Фотографируя животных в зоопарке, Реймс не увидела в этом воплощения своей идеи. Результат работы впечатлил многих откровенным драматизмом произведений. Швы таксидермиста на телах животных, немигающие, «стеклянные» глаза, которые напряженно смотрят в глаза зрителей — снимки создают пугающее ощущение странного сочетания жизни и смерти.

Беттина Реймс (Bettina Rheims)

В начале 90-х Беттина Реймс начала работу над серьезными проектами, которые и принесли ей мировую известность. Замысел художницы состоял в создании глубоких произведений искусства, Беттина Реймс захотела придать более яркую смысловую окраску своим работам, связать фотографии и повествование о каждой из них в единое целое. Именно воплощение этой идеи принесло Беттине Реймс мировую славу. В 1992 году выходит ее альбом «Сhambre Close» («Закрытая комната»). Положенная в основу этого произведения история рассказывала о жизни парижского вуайериста, «подглядывающего» за обнаженными женщинами в объектив камеры, как в замочную скважину, и находившего в этом источник наслаждения. Обнаженные женщины сфотографированы в номерах отеля, причем коллекция снимков сочетает в себе и непринужденные, снятые как бы случайно, и откровенно постановочные, продуманные до мелочей сцены.

Нарастающая известность Беттины Реймс открыла перед ней двери в мир моды, кинематографа и прессы международного уровня. Ее фотографии публиковались в самых известных журналах мира, таких как «Vogue”, «Harpers», «Bazaar». Реймс стала создавать портреты самых знаменитых людей того времени. Работы Беттины Реймс несут в себе оригинальный, порой даже шокирующий сюжет. В них всегда присутствуют четко выраженные провокационные мотивы — альбом с фотографиями гермафродитных подростков «Modern Lovers», модели которого представило новое поколение того времени — «унисекс», альбом «X-mas» — пятьдесят пять несовершеннолетних девушек, каждая из которых впервые позирует обнаженной, «KIM» — фотографии, в которых художница отразила всю сложность внутреннего мира транссексуала, I.N.R.I. (1999) — серия фотографий, основанная на библейских сюжетах, рассказывающая о жизни Иисуса Христа, попытка художницы представить его живущим в современном мире.

Беттина Реймс (Bettina Rheims)

Помимо откровенно провокационных произведений Беттина Рейнс создает и серьезные работы с целью запечатлеть волнующие ее глобальные проблемы. Одна из таких работ — серия «Шанхай», в основе которой лежит проблема столкновения традиционной китайской цивилизации и современной западной культуры.

Одно из последних произведений Беттины Реймс, которому присвоен статус самого сексуального альбома художницы за все ее карьеру — серия эротических снимков русской модели Ольги Родионовой, часть из которых представлена сценами садо-мазо. Альбом вышел ограниченным тиражом — всего 1000 экземпляров. Во Франции он имел оглушительный успех и был назван великим произведением искусства. Беттина Реймс находит образы для своих произведений, не ограничивая себя никаким рамками — среди героинь ее работ есть и девушки «с улицы», и профессиональные натурщицы, и звезды мирового масштаба. Среди них портреты Софи Марсо, принцессы Монако Каролины, Фанни Ардан, Катрин Денев, Мадонны, Наоми Кэмпбелл, Шарлотты Рэмплинг.

Свои работы Беттина Реймс называет «обнаженными портретами», а себя — «психологом с камерой». Хотя рецензии критиков пестрят сравнениями работ Беттины Реймс с творчеством крупнейшего мастера фотографии Хельмута Ньютона, сама она не считает его своим учителем, а в своих интервью упоминает, что будучи начинающим фотографом, часто получала от него настолько жесткую критику своих первых произведений, что в конце концов это заставило ее прервать с ним дружеские отношения. Сама же Беттина Реймс считает, что сравнение ее работ с искусством Хельмута Ньютона не имеет оснований и видит в них только одно сходство — оба они фотографировали женщин. Однако художница признает влияние его личности на формирование ее собственного стиля.