Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl)
Неоднозначная, неординарная, стремительная, женщина с сильным характером и невероятным желанием быть во всем первой — Лени Рифеншталь. О жизни Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) можно спорить до хрипоты и доказывать прописные истины о добре и зле, но однозначно чего нельзя отнять — это талант. Талант танцовщицы и актрисы, талант режиссера и фотографа и великое искусство оставаться женщиной в любой ситуации. Так кем же была Лени Рифеншталь?
В далеком 1902 году, 22 августа в Берлине в достаточно обеспеченной семье появилась на свет симпатичная девочка. Родители уделяли много внимания образованию и развитию Лени, но всё же основная заслуга во многих достижения принадлежала ей самой. С завидным упорством Лени Рифеншталь осваивала всё за что бралась, а главным увлечением, ставшим впоследствии и первой профессией девушки, были танцы и театр. Закончив с отличием гимназию и имея за плечами неплохие навыки танцовщицы, Лени Рифеншталь в 19 лет, со свойственной ей настойчивостью «пробивается» в балетную студию — русской балерины Евгении Эдуардовой вопреки тому, что обычным возрастом для приема было 6 лет. На самом деле, талант взял верх, и буквально через два года она стала лучшей ученицей школы, а по прошествии некоторого времени, подписав длительный контракт, Лени Рифеншталь уже совершала турне по Европе. Но, случай поставил крест на карьере юной примы — во время выступления в Праге Лени получила травму колена и больше не смогла выйти на сцену. Однако то, что для некоторых было бы трагедией жизни, для неё стало лишь этапом на пути к новым вершинам. С этого момента Лени Рифеншталь просто решила освоить ни много, ни мало — профессию киноактрисы. Познакомившись с известным режиссером Арнольдом Фанком, и покорив его своей красотой, Лени Рифеншталь становится главной героиней многих его фильмов. Именно тогда и происходит первое знакомство Лени Рифеншталь с камерой, определившее впоследствии её профессиональный выбор.
Карьерный рост Лени Рифеншталь сопровождался не только бурными аплодисментами, но и недобрыми взглядами завистников и конкурентов, к коим приписывают и саму Марлен Дитрих. Уже в 1931 году, открыв собственную кинофирму, Лени Рифеншталь приступает к съёмке фильма «Голубой свет», получивший серебряную медаль в Венеции. Но главным этапом в жизни молодой актрисы и режиссера Лени Рифеншталь стала встреча с Адольфом Гитлером. Именно это знакомство и прошло «красной полосой» через всю долгую и насыщенную событиями жизнь Лени Рифеншталь.
В 1934 г. Адольф Гитлер поручил Лени Рифеншталь снять фильм о съезде НСДАП, проходившем в Нюрнберге, на специально построенном для этого стадионе. И вот, проявив новаторство в съёмке документально фильма, Лени Рифеншталь создает двухчасовой фильм «Триумф воли», получивший золотую медаль и Гран-при в Париже, а также главный приз за лучший пропагандистский фильм на Венецианском фестивале. А далее последовала работа над фильмом «Олимпия», который снимался и монтировался почти 3 года и, кстати, этот фильм входит в десятку лучших кинопроизведений мирового кино. Он явил собой гимн совершенству тела человеческого, показав его красоту и мощь и пропагандируя здоровый образ жизни, что было одним из приоритетов нацисткой Германии. Так, получив звание идейного режиссера Третьего Рейха, Лени Рифеншталь продвигалась все выше, пока… Пока не пришёл конец тому миру, давший начало этому. И, как оказалось, в этом мире Лени Рифеншталь никто не ждал с распростертыми объятьями, более того, Лени Рифеншталь была осуждена за идеологическую связь с нацизмом, отсидела в лагере, побывала в сумасшедшем доме, прошла через одиночество и клевету и вышла — победителем!
Несмотря на невозможность работать режиссером на протяжении 14 лет, Лени Рифеншталь снимала фильмы, фотографировала и ждала… И момент настал. В 70-е годы, уже в преклонном возрасте, Лени увлеклась профессиональной фотографией. Причем съёмки европейских парков или милых соседских детишек её не интересовали. После прочтения книги «Зелёные холмы Африки», написанной Эрнестом Хемингуэем, Лени Рифеншталь загорелась желанием посетить этот континент и отыскать малочисленное, изолированное от цивилизации племя Нуба в центре Судана, а позднее и ещё менее известное нубийское племя — Кау. Единственным помощником в столь опасном и нелегком деле был оператор Хорст Кеттнер, ставший последним мужем и верным спутником до конца её дней, несмотря на солидную разницу в возрасте — 40 лет. С 1962 г по 1977 г. они были жителями деревень Нуба, став им друзьями и, зачастую, защитниками.
В 1975 году фотоальбомы Лени Рифеншталь удостаиваются звания «лучшей работы в области фотографии». И не зря! Каждый кадр, каждый эпизод жизни «людей с другой планеты», как называла Лени жителей племени Нуба, она снимала с неподдельным интересом и любовью. Если она фотографировала девушку Туту из Тадоро, то перед нами предстает юная изящная кокетка с грациозной осанкой, а если это два молодых красавца, играющих на лирах, то их образ навевает воспоминания об изображениях античных художников. Она и в этих работах воспевала красоту человеческого тела, не забывая, кстати, о красоте духа. Потрясающе выглядят снимки деревни Кау Нуба, где издалека видно, что каждое жилище, похожее на песчаный домик с соломенной шляпой стоит на огромных валунах. Такое сочетание мощи камня и хрупкости творения человеческих рук доказывают силу первозданного существования человека в единстве с природой.
Но, как это зачастую случается, большой художник несёт ответственность за ту эпоху, в которую он имел неосторожность жить и плодотворно работать. Именно за свое прошлое она и отчитывалась всю оставшуюся жизнь, пытаясь доказать всем, а может и себе, обратное. А чего стоит её новый этап в жизни — освоение подводной съёмки, когда в 71 год Лени Рифеншталь впервые совершает погружение с аквалангом и после практически 2000 посещений морских глубин Лени выпускает альбом, посвященный фантастической красоте подводного мира. Не каждому, даже заядлому дайверу, довелось повстречаться с рыбой-крокодилом, а Лени Рифеншталь сделала потрясающий снимок.
Признание, как к профессиональному фотографу пришло к ней именно после цикла снимков племени Нуба, и альбома, посвященного подводному миру. Начиная с 30 мая 1980 г. в Японии вплоть до 8 февраля 2001 г. в США проводились выставки работ Лени Рифеншталь. Но и в это время, когда к ней вернулась былая слава, не обошлось без «ложки дёгтя»: благодаря «стараниям» американской писательницы Сьюзан Зонтаг был поднят вопрос о фашистской подоплёке африканских снимков, заставляющих восхищаться первозданностью и красотой человеческого тела. Удивительно, но многие на тот момент поклонники сразу же отвернулись от своего кумира, а Лени лишний раз подтвердила свою способность идти вперед невзирая ни на что. Смерть настала Лени Рифеншталь вечером 8 сентября 2003 года. Она умерла на зависть недоброжелателям без мучений, и до последнего мгновения рядом с ней был Хорст Кеттнер — сподвижник, друг, муж.
Да, приписанное Лени Рифеншталь нацистское прошлое преследовало её до конца дней. Но во истину, плох тот мастер, творец и художник, который уйдя не оставит о себе возможно спорные, но яркие воспоминания. А Лени Рифеншталь прожила насыщенную событиями жизнь, доказав всем, что можно ходить с гордо поднятой головой, даже, когда в спину кидают камни.
Лени Рифеншталь-это удивительно талантливый во всех отношениях человек! Биография этой женщины настолько богата, что может потянуть миниммум на пять жизней.Танцовщица, актриса, режиссер, фотограф и это еще не весь список ее жизненных успехов, да да именно успехов,т.к.Лени небыла посредственной личностью!Она была лучшей во всем! Кстати судьба у этой легендарной женщины очень не проста, ведь ей многое пришлось пережить.Осуждение за связь с нацизмом, сумасшедший дом- но она не сломалась!Поражаюсь стойкости ее характера!Что касается ее творчества как фотографа- она мой кумир.
Лени Рифеншталь- это не просто талантливый, это гениальный человек! Женщина с таким внутренним стержнем,пережившая столько всего,что о ее жизни можно написать несколько томов книг.Она из тех людей, о которых говорят или хорошо , или никак.Не каждому человеку удается в жизни найти свое призвание,реализоваться.Лени удалось реализовать себя не в одном деле, а во многих делах!Об этом очень верно написала Inessa.Но больше конечно я знакома с творчеством Лени как фотографа,могу сказать что она очень неординарная личность!
В жизни этой женщины столько событий было, что хватило бы на несколько легендарных личностей и пару сотен среднестатистических домохозяек. Поразительная увлеченность и преданность делу — только представьте, 15 лет прожить в глухих африканских деревушках. И я думаю, она была довольно жестким человеком — иначе не добилась бы и десятой части того, что смогла. Но во все времена наилучшие условия для творчества были у придворных музыкантов, художников и поэтов. Как женщина, она прекрасно понимала невыгодность нахождения в оппозиции, невозможность раскрыть свои таланты полностью. За Гитлером пошла огромная страна, почему эта женщина должна была стать исключением?