Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Прокудин-Горский был рожден и провёл все своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. С детства Сергей Михайлович Прокудин-Горский мечтал посвятить свою жизнь химии. Согласно семейным преданиям, Сергей Михайлович успешно поступил на учебу в Александровский лицей, но ни какой документацией это не подтверждено. Затем Прокудин-Горский окончил Санкт-петербурский Технологический институт, где с особым рвением ходил на лекции Менделеева. По окончанию института ,Прокудин-Горский продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Благодаря своим способностям Сергей Михайлович добился сотрудничества со светилами химии и изобретателями: Момене и Мите. Совместно они стали заниматься разработкой перспективных и прогрессивных методов получения цветной фотографии.
В начале 1900–х годов фотограф и ученый разработал грандиозный план, он заключался в фотообзоре Российской Империи, и его идея получила полную поддержку царя Николая II. Прокудин-Горский обработал одиннадцать регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, который был предоставленном ему Министерством путей сообщения , в период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы. Сам же фотограф вот, что говорил : « ..работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий». Так оно и было, Сергей Михайлович был фанатом своего дела. Он, как по настоящему талантливый человек жил и дышал свое работой, и не смотря на то, что она была не из легких, любил ее сильнее чего либо. Прокудин-Горский прошел весь Мариинский водный путь, а также Волгу и ее притоки, снимая прекрасные виды храмов на берегах красиво разлившейся реки, внутреннее чарующее убранство славянских церквей, предметы из ризницы и музейные экспозиции. Он фотографировал Ладогу и Онежское озеро. Ему с удовольствием позировали обыкновенные люди — пильщики на Свири, деревенские девчушки, детвора. Для истории он сделал фотограффию команды парохода «Шексна», на котором, вероятно, и совершал свой круиз. Через Урал проходил его путь и на фото появился паровоз «Компаунд» с паронагревателем Шмидта, Старо-Сибирская застава в городе Перми. Только благодаря этому человеку мы можем сегодня увидеть, как выглядели ворота Императорской гранильной фабрики и доменная печь на Саткинском заводе, как проходила работа на Бакальском руднике, и производилась накатка дров для обжига руды. Он не стеснялся снимать простой люд. Вот крестьянка мнет лен, а вот башкир присел отдохнуть на крыльце своего дома. В Туркестане Прокудин-Горский успел запечатлеть не только прекрасные виды мечетей. На его снимках есть и городовой из Самарканда, и меняла на Регистане, и торговец дынями, и водонос, есть доктора и студенты, бухарский чиновник и даже Эмир Бухарский. А на Кавказе мастер запечатлел чайную фабрику в Чакве, редкую диковинную рыбу – триглоласточку и множество видов с гор. Мурманская железная дорога – это отдельный раздел в его Коллеции. Прокудин-Горский снимал мосты и железнодорожные дамбы, железнодорожные депо и группы участников железнодорожной постройки. Это уникальные фото, по которым можно воочию представить, как проходило тогда строительство дороги. Путешествуя по Крыму, он успел снять Ласточкино гнездо, и сегодня мы можем увидеть, как выглядело это здание прежде.
Он, благодаря своей гениальности , успел сделать довольно много. Но его деньги рано или поздно должны были кончиться, да и хранить множество стеклянных пластин с изображениями было негде. Некоторые крупные фирмы не раз предлагали мастеру свои капиталы, но уверенность в том, что эта Коллекция должна принадлежать государству, все же заставила его обратиться к правительству. Он пишет обращение министру финансов В.Н. Коковцеву с просьбой приобрести у него эту уникальную коллекцию. Затем начинается долгая деловая переписка между чиновниками, в результате, когда были наконец-то произведены все с
метные расчеты, и определены суммы на покупку прав и продолжение работ, все намерения так и остались на бумаге. Может быть, свою роковую роль сыграла тогда гибель П.Столыпина в сентябре 1911 года.
Еще в начале XX века не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива методом тройной печати ,изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось красивое, красочное изображение. «Фотография в натуральных цветах – моя специальность», – писал Сергей Михайлович. Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите 13 декабря 1902 года. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры. Вскоре стало возможным изображение с фотопластинок перенести на бумагу. До 1917 г. в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 — в виде фотооткрыток, и огромнейшее количество — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПБ., 1913) было напечатано 22 высококачественных цветных репродукции фотографий Сергей Михайловича Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остается неизвестным.
В 1904 Сергей Михайлович Прокудин-Горский производит фотоработу , делая цветные фотографии Дагестана (апрель), Финляндии (май, август-сентябрь) и Лужского уезда (декабрь). В середине 90-х годов XIX века, по возвращению в Россию , женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) . Она была довольно завидной невестой- дочерью известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Спустя некоторое время, после их свадьбы Сергей Михайлович Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.
В 1918 году великая империя, которую Сергей Михайлович Прокудин-Горский запечатлел в своих работах, была уничтожена. Царская семья расстреляна. Отношения с новой властью у фотографа не сложились. Ему не хотели прощать тесной дружбы с царской семьей. Часть снимков конфисковали, в голодном 1918 году выделили продпаек по самой низшей, «буржуазной» категории. В возрасте 55 лет обиженный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский покидает Россию, сначала уезжая в Норвегию, а затем — в Англию. Удивительно, но вместе с собой Сергей Михайлович Прокудин-Горский ухитрился вывезти и 20 ящиков с фотопластинками — всего около 1000 слайдов. <brЭмигрировав, этот талантливейший и великий человек Сергей Михайлович Прокудин-Горский продолжает работать над совершенствованием цветной фотографии и киносъемки. Прокудин-Горский патентует новую оптическую систему для кинокамеры, а затем совместно с братьями Люмьер открывает в Ницце фотолабораторию. Его дело, к сожалению не заладилось, потом разразилась вторая мировая война и об «архивах Прокудина-Горского» на время позабыли. Уже после смерти фотографа, в 1948 году его наследник продал ящики с фотопластинкамиб которые были уникальными (изображения предреволюционной России, которые были сделаны на стеклянных негативах) библиотеке конгресса США.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский талантливейший человек, который на несколько десятков лет опередил свое время. Именно ему благодарно наше поколение, за появившиеся возможности обрабатывания фотографий. Удивительное сочетание ученого человека, человека тесно связанного с точными науками и человека-Творца. Гениальный и неповторимый, Сергей Михайлович Прокудин-Горский оставил нам бесценное наследие.
Эти фотографии – как машина времени. Мне привычно, что такие старые фотграфии блеклые, размытые, и эпоха, на них запечатленная тоже кажется далекой и нереальной. А эти кадры как будто переносят нас туда, где была такая же зеленая трава, такое же голубое небо, девушки старались одеваться ярко, а старушки – мрачно и серенько. Восточный вельможа роскошен в своем дорогм одеянии, церкви блестят куполами и детишки собираются в стайки. Это настоящее волшебство, спасибо большое за эту статью.
Даже не верится, что Сергей Михайлович Прокудин-Горский по образованию химик, а не фотограф. Много его снимков не сохранилось к сожалению, они были утеряны. Судя по тем фотографиям, что мы видим, он отдавал предпочтение сьёмке пейзажей и архитектурных зданий. Как же хорошо, что были такие таланты! Благодаря таким людям мы с вами можем видеть снимки, на которых косвенно отображена наша история! С удовольствием бы просмотрела всю коллекцию этого фотографа. Она вроде насчитывает около 1500 снимков.
Получается, что многие свои изобретения в области фотографии Сергей Михайлович сделал именно благодаря тому, что изначально хотел связать свою жизнь с химией. Какой прорыв он сделал в области цветной фотографии! Меня всегда удивляет, почему в те времена наша власть так преследовала гениальных людей, заставляя их эмигрировать заграницу? Сколько великих умов и талантов потеряла страна. Сколько чудесных фотографий не дожило до нашего времени. Очень жаль, потому что то что осталось вызывает самые теплые эмоции, это наша история, наша жизнь, прошлое и настоящее. Ведь именно благодаря таким кадрам можно побывать в разных уголках необъятной страны.
Спасибо!
"окончил Санпетербурский Технологический"
ну и где тут ошибка?
Neonila, большое Вам спасибо, что Вы мыслите так же, как и я. Вы первая написали, практически слово в слово, то, что я чувствовал, созерцая фотографии этого гения. Творчество Сергея Михайловича ворвалось в мою жизнь стремительно ярко и не забываемо. Для меня это событие было значимей, чем полет американцев на Луну…
Это удивительное достижение!Сравнимо лишь с полетом на Марс. Потрясающая естественностью цветопередача,покоряющая своей теплотой.Самое главное, что компьютером можно улучшать качество не теряя при этом качества,так как позитивов — три! Такую технологию применяют сейчас действительно на Марсе — три позитива через цветные фильтры.Так что Прокудин-Горский обогнал свое время более чем на сто лет! В его открытии залог цветного телевидения Зворыкина и снимки других планет. Так сложилось, что я работал дизайнером в тех местах где фотографировал Прокудин-Горский. И мне позарез нужны были цветные фотографии для аутентичной реставрации,как это принято в Европе. Кто ищет, тот всегда найдет! Так я познакомился с Прокудиным-Горским.