Портретная фотосъемка

Фотопортрет – один из самых сложных и объемных жанров фотографии. В отличие от пейзажной или предметной, портретная фотосъемка фокусируется на одушевленном объекте – человеке. Хороший фотограф никогда не приступает к съемке портрета, прежде чем не познакомится с моделью, не рассмотрит ее как следует, не увидит различные стороны ее мимики. Портретная фотосъемка предполагает не только техническую часть, но и тонкую работу с моделью, причем большая часть этой работы происходит на уровне общения, когда камера и осветительные приборы еще не используются. 

Портретная фотосъемка

Однако знакомство с моделью – это только для первого раза. Последующие фотосессии уже не требуют исследования внешности модели фотографом: он и так уже знает, как ее нужно снимать. Попытки научить правильной подготовительной работе с моделью далеко не всегда венчаются успехом. Данный этап портретной фотосъемки весьма субъективен и у каждого фотографа свой подход к нему. Кто-то предпочитает пить кофе и разговаривать на отстраненные темы, кто-то просит саму модель рассказать что-нибудь, у третьих – свои секретные методы, на счет которых они предпочитают не распространяться. 

Чтобы портретная фотосъемка, а именно ее ознакомительная фаза, начиналась правильно, следует понять одну вещь. Главная задача фотографа – наладить с моделью доверительные отношения, позволить ей полностью раскрепоститься. Не секрет, что многие фотографы прибегают в данном контексте к «фармакологическим» уловкам – откупоривают бутылку шампанского и выпивают вместе с моделью несколько глотков, так сказать, за знакомство. Однако этот метод не всегда срабатывает так, как хотелось бы, но в большинстве случаев все же помогает «зажечь глаз», как говорят фотографы. 

Портретная фотосъемка

 Огромная проблема при съемке портретов неопытных моделей и просто людей заключается в их неумении естественно преподать себя. Портретная фотосъемка требует не просто изображения человека, но нечто сверх этого, поскольку она относится к художественным жанрам. 

  Очень важно сфотографировать эмоцию, иначе сказать, – нужно чтобы портрет «заговорил». Но и это еще не все. Если выполняется портрет крупным планом, то задача фотографа заставить работать на образ фактуры и детали. Здесь уже в ход идут композиционные уловки, а также умелое использование различных визуальных эффектов, создаваемых светом, линиями, формами, контрастами и т.д.

 К слову, визуальные эффекты важны и для всяких иных видов портретов. Скажем, ладонь у лица будет выглядеть намного изящнее, если ее развернуть к объективу не всей плоскостью, а в полоборота и в расслабленном жесте. Положение же ладони (горизонтально или вертикально) способно сделать лицо более полным либо худее, чем оно есть. Следует помнить, что рука всегда будет фокусировать внимание и на объекте, рядом с которым она находится. Иногда стоит изменить положение одного лишь пальца, и кисть начинает ненавязчиво указывать на глаза, губы, грудь или талию. 

Портретная фотосъемка

Не стоит забывать, что портретная съемка совсем не обязательно задействует только лицо. Портрет может быть как в полный рост, так и захватывать только лишь часть лица. Все промежуточные градации – тоже портрет, кроме того, он еще бывает групповым.

    Как видно, портретная фотосъемка требует от фотографа немалых знаний и опыта, а также безупречного художественного вкуса. Техническая сторона фотопортрета – тем отдельного разговора. При помощи светотехники можно изменить внешность модели до неузнаваемости, однако портретная съемка требует от света иного – не разрушить истинный образ, а помочь ему стать более выразительным. 

  Для фотографа-портретиста не бывает некрасивой внешности. Абсолютно любое лицо, правильные ли его черты или, можно сделать красивым, ну или как минимум симпатичным. Понятие красоты, конечно же, сильно субъективно, но фотограф – это именно тот человек, который умеет видеть глазами общества, когда ему это нужно. 

Портретная фотосъемка

Портретная фотосъемка многого требует и от модели. Практика показывает: если между фотографом и моделью не устанавливается контакт, то ни о каком хорошем портрете не может быть и речи. То, что происходит за кадром, обязательно отражается и на самом кадре. Если произошло какое-либо недоразумение, то не стоит ввязываться в дискуссии, а лучше перенести фотосессию на другой день. 

Настоящий фотограф уже по настроению модели может определить исход фотосессии, поэтому перевозбужденные состояния, какие-либо расстройства, просто усталость или отсутствие настроения не может скрыть никакой «мейк-ап». 

   Кстати, визаж является обязательным условием современной профессиональной портретной фотосъемки. Это один из инструментов фотографа-портретиста. Визажист, в паре с фотографом, работает с лицом модели и придумывает решения задач, которые тот ставит перед ним. Чем больше взаимопонимания у этого тандема, тем выше результат. 

Тем, кто только осваивает искусство фотопортрета, прежде всего, можно посоветовать побольше изучать уже созданные профессионалами портреты и пытаться «раскусить» формулу постановки света. Параллельно экспериментируя с собственными работами, раз за разом эта задача станет решаться проще. Портреты, выполненные ассами, могут стать ключами, открывающими все секреты портретной фотосъемки. Однако всегда надо стремиться, привносить в творчество что-то свое, поскольку даже самая качественная копия намного хуже оригинала.