Необычные фотосессии
Путь искусства непременно проходит по неравномерному ландшафту, где горы сменяются впадинами, а леса пустынями и морями. Между тем, «Земля» художников не круглая, как у Пифагора, а линейная и, вероятно, бесконечная. Иначе как объяснить, что, сколько бы веков не насчитывала история искусств, а невиданные комбинации в ней не исчерпываются. Любая уважающая себя творческая личность, прежде всего, находится в поиске чего-то нового, еще не небывалого ранее.
Если фотограф снимает потрет, то он каждый раз пытается избежать шаблона. Казалось бы, что можно привнести в столь древний жанр? Тем не менее, настоящие мастера не успокоятся, пока не изобретут какую-то невероятную композицию. Необычные фотосессии всегда предоставляют для них истинное наслаждение самим процессом, поскольку там есть, где разойтись фантазии.
В средневековой Европе одним из самых страшных грехов являлся плагиат. На гравюрах того времени именно плагиаторы населяли самый большой и жаркий котел в чистилище. Неудивительно, что в эпоху возрождения наблюдался столь мощный скачек в развитии изящных искусств. Каждый художник пытался как можно меньше быть похожим на своего коллегу, и как можно больше проявить собственный почерк.
Сегодня адского плагиаторского чана мало кто боится, но, тем не мене, повторяться все так же не в моде, как и раньше. Среди современных фотографов немало изобретателей. Они придумывают необычные фотосессии с инновационной техникой съемки, зачастую, используя самые простые средства.
Как показывает практика, успешно всегда то, что просто. Самые дорогие картины мира, как ни странно, написаны, не побоюсь этого слова, в примитивной технике. Вероятно, не стоит мудрить и с фотографией. Светопись является искусством с настолько широкими возможностями, что удержаться от наложений различных приемов довольно сложно. Однако нужно помнить, что необычное, это, прежде всего, новое, а не сложное. Отсюда вопрос: а может ли новое быть сложным? Ответ: может, но простое новое всегда будет лучше сложного нового.
Дабы не пускаться в риторику, посмотрим на реальное искусство. Знаменитый норвежец Эдвард Мунк в 29 лет написал свою легендарную картину «Крик». Прямо скажем, для конца 19 века, – работа смелая и могла бы послужить темой для диссертации самому Фрейду. Однако случилось противоположное: «Крик» стал знаковой картиной в становлении экспрессионизма и уже одним из самых дорогих полотен в ХХI веке.
Можно привести сотни таких примеров, когда «простое новое» восходило на пьедестал. Но в фотографии простота не такая, как в живописи. Если фотограф снимет черный квадрат, то очень трудно будет объяснить публике, высокую концептуальность снимка. Для него необычная фотосессия – это нечто иное, чем попытка шокировать зрителя простотой.
Перед современным фотографом стоит необычайно сложная задача. Ему нужно не повториться, но при этом не перейти ту грань, которая превратит фотографию в графику. Фотограф постоянно наблюдает за окружающим миром, ищет в нем подсказки для новых необычных фотосессий. Озарение может прийти в любой момент, дома, на улице или даже в транспорте. Так случилось у знаменитого фотографа Майлза Олдриджа, который подметил тонкую похожесть лиц пассажиров и решил воплотить ее в своих работах. На его снимках появилась фирменная «олдриджская» отстраненность, которая придает фотографиям своеобразный шарм. Находка Олдриджа помогла ему выделиться среди других фотографов. Но ведь она лежала на поверхности, – куда уже ближе.
Однако надо заметить, что далеко не каждый в способен сообразить, как заставить обыденное работать в образе необычного. В этом и состоит талант фотографа.