Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Жизнь и творчество.
Анри Картье-Брессон родился во Франции 22 августа 1908 года в небольшом городке Шантлу неподалеку от Парижа. Род Анри Картье-Брессона происходит от рода, корни которого уходят вглубь веков и представляет собой совокупность рода крестьян Картье и семейства знатных промышленников Брессон. Уже с юных лет был заметен интерес Анри Картье-Брессона к искусству. Его дядя Луи, творческая личность, художник, ввел своего племянника в мир искусства, когда тому исполнилось пять лет. Он сам начал заниматься с мальчиком живописью. Через два года дядя Луи умирает, но уроки, которые получил от него Анри, произвели на него столь сильное впечатление, что тот уже тогда, в столь юном возрасте понял, что это и есть его путь, уже тогда Анри Картье-Брессон решил посвятить себя искусству.
Alle du prado, Marseille, France, 1932 — Анри Картье-Брессон.
Derriere la gare Saint-Lazare, Paris, 1932 — Анри Картье-Брессон. Немалое впечатление на Анри Картье-Брессона произвел кинематограф. Такие картины, как «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна и «Жанна Д’Арк» К. Дрейера оставили в душе фотографа неизгладимый след. В 1930 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку, где и открыл совершенно новые возможности искусства фотоснимков. Во многом это стало возможным благодаря работам Эжена Атже и Мартина Мункачи, которые он там увидел. Поразившись увиденному, Анри Картье-Брессон приобрел первый в своей жизни фотоаппарат и переполнился твердым намерением постичь фотоискусство. Этот его первый инструмент представлял собой комплект из самого аппарата – коробки из дерева, покрытого воском – штатива и черной накидки. Первый опыт Анри Картье-Брессона был весьма печален – снимки получались либо чересчур контрастны, либо вялые, а порой и вовсе не было изображения, но это его не огорчало.
Hyeres, 1932 — Henri Cartier-Bresson
Через год его фотоаппарат пришел в негодность, не выдержал погодных условий жаркой Африки, да и сам Картье-Брессон приболел. В период неожиданно возникшей болезни Анри Картье-Брессон наткнулся на фотоаппарат Leica. Он был компактен и позволял снимать даже движущиеся объекты. Анри купил его, и все свое свободное время посвятил съемкам. Он искал сюжет практически на каждом шагу. А через некоторое время, когда Анри более детально познакомился с работами своих коллег и набил руку, он стал производить репортажную съемку.
Alicante, Espagne, 1933 — Анри Картье-Брессон.
В 1937 г. Анри Картье-Брессон женился на танцовщице Ратне Мохини из Джакарты. В 1939 г. Картье-Брессон был зачислен в ряды французской армии, но и там Анри Картье-Брессон не оставил искусства, в должности капрала кинофотоподразделения он занимался съемкой военного репортажа. После захвата Франции, Анри попал в плен к нацистам, где провел 3 года. Трижды Анри Картье-Брессон пытался бежать, и только с третьего раза ему это действительно удалось. Анри Картье-Брессон вернулся на родину и примкнул к Сопротивлению. Он продолжал фиксировать на пленку страшные события того времени. Для этого необходимо было обладать не только верным глазом, но и определенной долей мужества. И Анри безусловно обладал перечисленными качествами. Кроме того, Картье-Брессон организовал сообщество фотожурналистов, которое производило съемку во время отступления фашистов. В 1945 г., когда война миновала, Анри снял фильм «Возвращение», показав высокий уровень мастерства и в области кинематографии. Эта картина была заказана американской службой информации и повествовал о том, как французские военнопленные возвращались к себе на родину. Режиссеру удалось передать всю атмосферу трагизма происходящих событий. В 1947 г. Анри Картье-Брессон совместно с несколькими своими коллегами основал международное объединение фоторепортеров «Магнум», ставшее впоследствии довольно знаменитой.
Bruxelles, 1932 — Henri Cartier-Bresson
Затем Анри отправился в Индию, а оттуда и в Китай. В это время имя фотографа находилось в одном списке с известнейшими журналистами мира. В 50-х гг. Картье-Брессон организовал выставку своих произведений, которая получила колоссальный успех и признание в Европе и Америке.Именно эта выставка принесла славу фотографу. Анри сотрудничал со многими крупными западными изданиями. Выставки фотографа производились в самых известных галереях мира, в т.ч. и в Лувре.
На его произведениях воспитывали молодых фотографов. В 1952 г. увидела свет первая книга «Решающий момент». В ней были собрана лучшая сотня его произведений. Затем последовала череда новых изданий, среди которых «Европейцы» (1955г.), «Мир Анри Картье-Брессона» (1968г.), «Лицо Азии» (1972 и 1974), книга «О России» (1974 г.).
The people of Russia. 1955 — Анри Картье-Брессон.
В 1967 г. его первый брак распался и в 1970 г. Анри повторно женился на коллеге Мартине Франк. С 1970 года Анри Картье-Брессон перестал заниматься фотографиями и занялся созданием художественных произведений. 2 августа 2004 г. Анри Картье-Брессон ушел из жизни в небольшом городке на юге Франции.
Martine's Legs. 1967 — Анри Картье-Брессон.
Отличительной особенностью его снимков является отсутствие всякого редактирования или обрезания. Все, что Анри Картье-Брессон снимал, представало пред взором в своем естественном виде, в самый пик эмоционального напряжения, в то же время сам фотограф умудрялся оставаться незамеченным. О качествах съемки, присущих знаменитому фотографу ходят легенды и на плодах его творчества, его достижений взойдет еще не одно поколение мастеров.
Этот человек стремился показать всю красоту естественных чувств, тому пример пара за столиком целующихся влюбленных и собака наблюдающая за ними. Он просто мастерски сохранил момент жизни, чувствуется как от этого фото веет любовью. Благодаря его таланту, мы можем сегодня лицезреть его работы, которые не вызывают ничего кроме восхищения. Но он как настоящий человек из шоу бизнеса ушел на пике славы, это не всем удается, многие просто оттягивают этот момент, делая хуже только себе.
Он выбрал самый трудный на мой взгляд путь, это естественную ноту жизни а не постановочные кадры, хотя не все естественное прекрасно, нужно знать как подать определенный миг…
Он жил в момент исторических событий и кто как не фотограф может передать их драматизм, но он не выбирает депрессивные моменты, всегда в его работах можно найти оптимизм и веру в то, что все наладится.
Мы все живем в момент событий. И в наше время часто случаются и страшные и комичные вещи, которые достойны того, что бы остаться в фотографиях. Но, хотя сейчас сделать качественный снимок легче, теряется изюминка, теряется жизнь.
Мне дед показывал как раньше притеняли или высветлили отдельные участки снимка, когда была в том необходимость. Это даже как то завораживало. Такое впечатление было, что он колдует над фотографией в прямом смысле слова. Снимки тех лет всегда поражали меня четкостью. Сюжетность всегда была четко определена.