Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Жизнь и творчество.

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Жизнь и творчество.

 

Анри Картье-Брессон родился во Франции 22 августа 1908 года в небольшом городке Шантлу неподалеку от Парижа. Род Анри Картье-Брессона происходит от рода, корни которого уходят вглубь веков и представляет собой совокупность рода крестьян Картье и семейства знатных промышленников Брессон. Уже с юных лет был заметен интерес Анри Картье-Брессона к искусству. Его дядя Луи, творческая личность, художник, ввел своего племянника в мир искусства, когда тому исполнилось пять лет. Он сам начал заниматься с мальчиком живописью. Через два года дядя Луи умирает, но уроки, которые получил от него Анри, произвели на него столь сильное впечатление, что тот уже тогда, в столь юном возрасте понял, что это и есть его путь, уже тогда Анри Картье-Брессон решил посвятить себя искусству.

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Жизнь и творчество.

Alle du prado, Marseille, France, 1932 — Анри Картье-Брессон.

Derriere la gare Saint-Lazare, Paris, 1932 — Анри Картье-Брессон. Немалое впечатление на Анри Картье-Брессона произвел кинематограф. Такие картины, как «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна и «Жанна Д’Арк» К. Дрейера оставили в душе фотографа неизгладимый след. В 1930 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку, где и открыл совершенно новые возможности искусства фотоснимков. Во многом это стало возможным благодаря работам Эжена Атже и Мартина Мункачи, которые он там увидел. Поразившись увиденному, Анри Картье-Брессон приобрел первый в своей жизни фотоаппарат и переполнился твердым намерением постичь фотоискусство. Этот его первый инструмент представлял собой комплект из самого аппарата – коробки из дерева, покрытого воском – штатива и черной накидки. Первый опыт Анри Картье-Брессона был весьма печален – снимки получались либо чересчур контрастны, либо вялые, а порой и вовсе не было изображения, но это его не огорчало.

Hyeres, 1932 — Henri Cartier-Bresson

Через год его фотоаппарат пришел в негодность, не выдержал погодных условий жаркой Африки, да и сам Картье-Брессон приболел. В период неожиданно возникшей болезни Анри Картье-Брессон наткнулся на фотоаппарат Leica. Он был компактен и позволял снимать даже движущиеся объекты. Анри купил его, и все свое свободное время посвятил съемкам. Он искал сюжет практически на каждом шагу. А через некоторое время, когда Анри более детально познакомился с работами своих коллег и набил руку, он стал производить репортажную съемку.

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Жизнь и творчество.

Alicante, Espagne, 1933 — Анри Картье-Брессон.

В 1937 г. Анри Картье-Брессон женился на танцовщице Ратне Мохини из Джакарты. В 1939 г. Картье-Брессон был зачислен в ряды французской армии, но и там Анри Картье-Брессон не оставил искусства, в должности капрала кинофотоподразделения он занимался съемкой военного репортажа. После захвата Франции, Анри попал в плен к нацистам, где провел 3 года. Трижды Анри Картье-Брессон пытался бежать, и только с третьего раза ему это действительно удалось. Анри Картье-Брессон вернулся на родину и примкнул к Сопротивлению. Он продолжал фиксировать на пленку страшные события того времени. Для этого необходимо было обладать не только верным глазом, но и определенной долей мужества. И Анри безусловно обладал перечисленными качествами. Кроме того, Картье-Брессон организовал сообщество фотожурналистов, которое производило съемку во время отступления фашистов. В 1945 г., когда война миновала, Анри снял фильм «Возвращение», показав высокий уровень мастерства и в области кинематографии. Эта картина была заказана американской службой информации и повествовал о том, как французские военнопленные возвращались к себе на родину. Режиссеру удалось передать всю атмосферу трагизма происходящих событий. В 1947 г. Анри Картье-Брессон совместно с несколькими своими коллегами основал международное объединение фоторепортеров «Магнум», ставшее впоследствии довольно знаменитой.

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Жизнь и творчество.

Bruxelles, 1932 — Henri Cartier-Bresson

Затем Анри отправился в Индию, а оттуда и в Китай. В это время имя фотографа находилось в одном списке с известнейшими журналистами мира. В 50-х гг. Картье-Брессон организовал выставку своих произведений, которая получила колоссальный успех и признание в Европе и Америке.Именно эта выставка принесла славу фотографу. Анри сотрудничал со многими крупными западными изданиями. Выставки фотографа производились в самых известных галереях мира, в т.ч. и в Лувре.

На его произведениях воспитывали молодых фотографов. В 1952 г. увидела свет первая книга «Решающий момент». В ней были собрана лучшая сотня его произведений. Затем последовала череда новых изданий, среди которых «Европейцы» (1955г.), «Мир Анри Картье-Брессона» (1968г.), «Лицо Азии» (1972 и 1974), книга «О России» (1974 г.).

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). Жизнь и творчество.

The people of Russia. 1955 — Анри Картье-Брессон.

В 1967 г. его первый брак распался и в 1970 г. Анри повторно женился на коллеге Мартине Франк. С 1970 года Анри Картье-Брессон перестал заниматься фотографиями и занялся созданием художественных произведений. 2 августа 2004 г. Анри Картье-Брессон ушел из жизни в небольшом городке на юге Франции.

Martine's Legs. 1967 — Анри Картье-Брессон.

Отличительной особенностью его снимков является отсутствие всякого редактирования или обрезания. Все, что Анри Картье-Брессон снимал, представало пред взором в своем естественном виде, в самый пик эмоционального напряжения, в то же время сам фотограф умудрялся оставаться незамеченным. О качествах съемки, присущих знаменитому фотографу ходят легенды и на плодах его творчества, его достижений взойдет еще не одно поколение мастеров.