Черно-белые фотографии
Черно-белые фотографии.
Никто не знает точно, чем очаровывают черно-белые фотографии. Именно такое складывается мнение, после анализа многочисленных попыток авторов самых разных уровней осведомленности заключить в словесные рамки ту неуловимую, тончайшую энергию, идущую от черно-белых монохромных фотографий. Никакое другое слово, как «феномен», явлению под названием черно-белое фото, не подхдит в качестве описания его материального значения. Казалось бы, обесцвеченная реальность, не должна быть выразительнее натуральной, колоризованной, однако в случае с человеческим восприятием, похоже, – все наоборот.
Черно-белые фотографии, вопреки стереотипам, не всегда драматизируют сюжет. Конечно, монохром – не самый лучший способ «развеселить» зрителя, однако когда это удается – эффект превосходит все ожидания. И это не обязательно должен быть радостный сюжет. Просто откровенный и добрый снимок в монохроме запоминается надолго, а образ, созданный лишь светом и тенью, передает эмоции наиболее глубоко.
Можно долго спорить, как это происходит, и как реагирует мозг, интерпретируя цвета, но все это будут только гипотезы. Теорем в черно-белом фото – нет, как и нет рецепта удачного снимка либо пособия типа «как написать шедевр». Неправильно называть силу черно-белого фото энергией, идущей от отпечатка. Сказать так – означает признать свою капитуляцию перед разгадкой его тайны. А, впрочем, стоит ли вообще искать ответ, может лучше попытаться задобрить эту силу трепетным и таинственным отношением к ней?
Как и любой творческий процесс, создание черно-белого фото – это своеобразная медитация. Другими словами, таинство монохрома особенно ощутимо в состоянии повышенного сознания, вызванного концентрацией на поиске, и отрешенностью от реального мира. Хотя, все это по большей части субъективно, поскольку, если бы кто-то точно знал, как создавать шедевры, то выдавал бы их пачками. У каждого фотографа свои отношения с творчеством, однако, едва ли найдется мастер, который не был бы пленен в свое время монохромом, и чьи черно-белые фотографии не занимали бы значительную часть собственных работ.
В начале ХХ века, когда цветная фотография была, лишь далекой целю производителей фототехники, черно-белые фото являлись единственным видом отражения реальности при помощи камеры. Живопись как жанр изящного искусства, почему-то всегда ревностно относилась к фотографии, хотя, и считая ее чем-то проходящим и не способным передавать реальность в полной мере. Однако тогда никто даже не догадывался, что эта цветовая ограниченность прежней светописи, в последствии окажется ее сильной стороной. Сегодня старые фотографии вызывают восторг вместо снисхождения. Мы смотрим на черно-белые фото, снятые более полувека назад, и нередко поражаемся не только оригинальной выдумке их авторов, но и богатством оттенков серого, а также высокому техническому уровню их исполнения.
Время от времени в мире художественной фотографии вспыхивает настоящий черно-белый бум. Стоит одному талантливому фотографу выставить новую монохромную серию, как она сразу же вдохновляет на творчество сотни профессионалов и любителей. Кстати, категория последних заслуживает отдельного признания. Это, снятые ими, черно-белые фотографии зачастую излучают ту неописуемую ауру монохрома, о которой говорят все и вся. Коммерция и шедевр вообще вещи несовместимые. Очень меткое слово «любитель» отражает саму суть увлечения человека. Он снимает потому, что любит снимать, и этим все сказано. Когда относишься к делу с любовью, рано или поздно эта любовь примет реальные очертания.
Сегодня существует множество техник съемки цифрового черно-белого фото. Среди них есть сложные и не очень, причем сказанное относится больше к постобработке, нежели к самому процессу фотографирования. В светописи не существует строгих правил, но есть методики, используя которые, можно влиять на результат, получая, именно то, чего хочешь.
Большинство методов постобработки связаны с обесцвечиванием снимка с минимальным потерями тональной информации, а также регулировкой контрастности, выделением фактуры отдельных элементов и многими другими специфическими операциями.
Одним из простых способов качественно удалить цветовую составляющую снимка является использование функции Channel Mixer программы Photoshop. Регулируя цветовые каналы, добиваются подчеркивания или смягчения селективов, объединенных общими оттенками.
Есть и еще более простые способы обесцветить и состарить фотографию, например, используя плагин Old Movie от VanDerLee. Этот фильтр позволяет экспериментировать с градиентом, выбирать оттенок монохрома, а также добавлять зернистость, и различные помехи и загрязнения в виде хаотических пятен сажи, жира, дефектов ручной печати, создавая эффекты похожие на ретро фотографию.
ЧБ фото для меня притягательны тем, что на них не видно второстепенных деталей. Все внимание направлено на человека или объект в центре. Цвет очень сильно отвлекает, когда все цветное внимание рассеивается. Может потому так часто снимает на темном фоне. Да и тут возможно есть и некий другой смысл — посмотреть на фото, как будто из другой реальности. Еще очень красиво когда цветом выделено только несколько деталей, ключевых, таким образом подчеркивается их значимость. В общем черно-белые фото никогда не потеряют своей актуальности.
Очень интересная статья — особенно подход автора, нет каких-то определенных выводов и рекомендаций. Есть только факт, говорящий о том, что черно-белые фотографии очаровывают зрителей и сегодня. В чем их секрет? Тут каждый может вывести свою формулу успеха, тем более что технические возможности сегодняшнего времени просто поражают. Как правильно подметил автор, в данном случае очень многое дает постобработка снимка — большое поле для различных вариаций. Я думаю у каждого в альбоме есть любимая черно-белая фотография )
Черно-белые фотографии для меня это погружение в другую реальность со своей энергетикой чуждой цветному фото,смотря на данные снимки зритель видит именно то,что хотел запечатлеть фотограф не отвлекаясь на детали.На мой взгляд использую данный прием мастер фотоснимка хочет донести определенную мысль,которая благодаря данному эффекту быстрее впитывается зрителем…Мастерски выполненная работа благодаря современным методам обработки кадра дает вторую,а может и первую жизнь самому кадру,ведь часто так бывает,что в цвете фото смотрится совершенно по иному.