Пинхол

Камера пинхол.

Пинхол — техническое отступление:
Какую бы форму не имела пинхол-камера, диаметр входного отверстия находится в определенной зависимости от расстояния между самим отверстием и пленкой. Иногда это расстояние, по аналогии с оптикой, называют – фокусным, однако это лишь условность, поскольку ни о каком фокусе без линз не может быть и речи. Оптимальный диаметр входного отверстия означает наилучшую резкость при условии полного покрытия кадра. Британский физик Рэлей (лауреат Нобелевской премии 1904) в конце 19 в. выразил зависимость диаметра отверстия пинхол-камеры от расстояния до плоскости проекции следующей формулой:

Пинхол

Подставив в нее «фокусное расстояние» в миллиметрах, после вычислений получаем оптимальный диаметр отверстия. Данную формулу до сих пор используют многие любители съемки пинхол во всем мире.

Пинхол — рассказ одного фотографа: Случилось непредвиденное – мой Nikon, не выдержав испытание влагой, солью и ветром, однажды просто не включился. Искать сервисные центры на юге Индии не входило в мои планы, да и смысла особого в этом не было: до конца моего путешествия оставался ровно месяц. Первое, что пришло в голову – это купить в ближайшем магазине цифровую мыльницу и постараться, как говориться, взять мастерством. От внезапно нахлынувшей печали, я потянулся в карман за «Bidi». Достав из розовой пачки сигаретку, завернутую в листок эвкалипта, я закурил. «Стоп! Так вот же он фотоаппарат», – подумал я, вертя в руках спичечный коробок…
Пинхол периодически встречался на моем пути, однако, только в виде чьих-то фоторабот в журналах и на выставках. Для меня пинхол был более чем одним из технических приемов съемки. Надо сказать, что я всегда засматривался на снимки, выполненные в технике пинхол, и безуспешно старался понять: чем именно они так притягивают внимание? Ну, фотография, ну не очень качественная, и что? Однако была в них какая-то своя уникальная энергетика, самобытная и таинственная.

Фотографии пинхол словно показывали, как проста и неидеальна наша жизнь, и в то же время загадочна и прекрасна. А вот увидеть это – дано не каждому. В этом я убедился, показывая пинхол в журналах своим знакомым и друзьям. Возможно, если бы он нравился всем, то не был бы таким сакраментальным. Все, что мне нужно было для изготовления пинхол-камеры, я приобрел в книжном магазине. Весь набор затянул доллара полтора, и то больше половины ушло на тюбик черной акриловой краски для рисования. Я помнил, что акрил, высыхая, становился матовым, а это собственно мне и было нужно. Кроме краски было куплено два листа картона формата А4 и тюбик клея. Весь необходимый инструментарий находился у меня в туристическом маникюрном наборе, не хватало только меленького кусочка алюминиевой фольги. Эта недостача была восполнена на первом же углу, где находилась традиционная индийская куча бытового мусора. Чем хорош пинхол, – сострил я, – что объектив для него всегда «под ногами».

Пинхол

Само слово «pinhole» появилось гораздо позже того, как люди впервые заметили, что через маленькую дырочку в темную комнату может проникнуть очень четкое, но перевернутое изображение. Pinhole как понятие впервые определил шотландский ученый Дэвид Брюстер в своем труде «Стереоскоп», изданном в 1855 году. Ни китайский мыслитель Мо Ти, ни Аристотель, ни Алхезнз, ни Леонардо не пользовались данным термином, однако проявляли живой интерес к этому необычному оптическому явлению. Есть гипотеза, что знаменитая Туринская плащаница – дело рук да Винчи, экспериментировавшего с прототипом камеры обскура и светочувствительными химическими веществами. Если бы эта гипотеза подтвердилась, то можно было бы говорить о плащанице, как о первой пинхол-фотографии вообще (пусть простят за такое предположение верующие люди).

На изготовление пинхол-камеры у меня ушел всего один вечер. Это была простая картонная коробочка, состоящая из двух половинок и выкрашенная изнутри черной акриловой краской. С объективом пришлось повозиться: из информации в журналах я знал, что диаметр светового отверстия для подобных камер должен находиться в пределах 0,2-0,8 мм. При этом «дырочка» должна быть идеальной окружности, без заусениц и главное – абсолютно плоской. Если вы когда-нибудь вбивали гвоздь в консервную банку, то видели, как с обратной стороны отверстие имело большие заусеницы. Для пинхол – это будет означать плохую резкость изображения и паразитные отражения в световом канале, отнюдь не улучшающие качество снимка.

Пинхол

Попытки с десятой у меня все же получилось проделать более-менее круглое отверстие без заусениц. Для этого мне пришлось буквально протереть фольгу затупленной иглой, вставленной в автоматический карандаш вместо грифеля. Чтобы не появились заусеницы, под фольгу была подложена алюминиевая пластинка. Самодельный объектив я приклеил к коробке, аккуратно намазав клеем по краям фольги. Размеры пленки и диаметры кассет мне точно были известны еще с детства, поэтому, когда наутро я зарядил раздобытой пленкой пинхол-камеру собственного производства – они встали туда, как родные. Первые десять кадров были принесены мной в жертву науке, и использовались исключительно экспериментальных целях. Я исправно записывал время экспозиции и номеровал кадры после каждого снимка. Очень пригодился настольный штатив, к которому я приклеил скотчем свой пинхол-аппарат. Отсняв десять кадров по солнцу, я снес материал в проявку и стал с нетерпением ждать завтра.

Утром следующего дня я уже был в минилабе. Хозяин с сожалением по-индийски покивал головой и, протягивая кусок проявленной пленки, сказал, что у меня, наверное, сломался фотоаппарат. Я, не отходя от кассы, посмотрел пленку на просвет, и впервые увидел пинхол собственного разлива. Седьмой по счету кадр имел идеальную экспозицию. Представляю, что обо мне подумал хозяин минилаба, когда я, прыгая от радости, убежал с куском странной пленки, крикнув ему: «Сдачи не надо»!
Пленка, на которую я снимал, имела светочувствительность 200. В экспериментальных записях значилось, что время экспозиции седьмого кадра длилось – 3 сек. Это позволяло мне интуитивно ставить нужную выдержку в ясную погоду, которая будет стоять в Индии еще несколько месяцев. Этим же вечером я оборудовал свою пинхол-камеру счетчиком кадров, представлявшим собой, вклеенную в нужное место бамбуковую щепочку, которая издавала характерный щелчок при прохождении каждого перфорационного окна.
Остаток пленки я отснял на своим пинхол-аппаратом на одном дыхании. Давно я не чувствовал такого азарта. Моим девизом тогда было: «Ни одного неудачного кадра».

К выбору ракурса и композиции я относился очень серьезно. Когда я во второй пришел забирать проявленную пленку, на лице хозяина минилаба была все та же снисходительная улыбка. Доставая негативы, он спросил, какая марка моего фотоаппарата, на что я, не задумываясь, ответил – пинхол. Индиец был сильно удивлен, не столько названием моей камеры, сколько тем, что, работая много лет в минилабе, не знал такой марки. Надо было видеть его выражение лица, когда я бережно достал свое пинхол-чудо из кармана рюкзака и протянул ему. Аппарат действительно больше был похож на взрывное устройство тамильских террористов, нежели на фотокамеру…