Йозеф Судек (Josef Sudek)
Йозеф Судек (Josef Sudek) — его личность намного сложнее, нежели ее отражают сухие или чересчур нарочитые справки, ставшие уже историческими.
Вот стакан с водой на подоконнике, вот роза все на том же окне… Казалось бы, классические сюжеты, но что если, за стеклом этого запотевшего окна абсолютно враждебный мир, насилие и смерть?
Что, если человек с одной рукой, закрылся в своей крошечной деревянной фотомастерской и, не смотря ни на что, приветствует жизнь?
Неправда ли, тогда эти снимки приобретают совсем другую окраску. Теперь за ними целая история – история человека, прошедшего со своей тяжеленной камерой на треноге через эпохи, чья душа не ороговела, а взгляд остался свеж.Йозеф Судек родился весной 1896 года в Богемии.
Город Колин, где прошло его детство, находится на территории современной Чехии. В четырнадцатилетнем возрасте Судек обучался в Праге на переплетчика, после чего работал по специальности в Нимбруке, что в 45 км от столицы. В то время он не думал много о фотографии: тогда его больше интересовала музыка. Однако творческие планы молодого человека были нарушены призывом в армию с началом Первой Мировой Войны. На итальянском фронте, куда он был распределен, двадцатилетний Йозеф Судек получает легкое ранение в руку, но в те годы, когда еще не был открыт пенициллин, это привело к ампутации конечности.Что означает потеря правой руки, для молодого человека, мечтающего стать музыкантом – жутко вообразить.
Но чувственная натура не может жить без творчества – это для нее хуже любой ампутации. В конце концов, случается так, что Йозеф Судек решает реализовывать свой потенциал через фотографию, являющуюся в те годы для многих сложным техническим ремеслом. Первыми героями его снимков становятся приятели-инвалиды, аналогичным образом потерявшие на той войне части своего тела, но не потерявшие душу. В госпитале для инвалидов он провел около трех лет, и за это время камера стала единственным его утешением и надеждой, на то, что он сможет приносить хоть какую-то пользу.
Параллельно Судек пробовал себя в графике и живописи, но фотографии отдавался больше. Десять лет спустя Йозеф Судек вернется на место своего ранения. Это произойдет во время поездки в Италию с коллективом чешских музыкантов, за компанию. Там он увидит тот самый злосчастный пустырь, окутанный туманом и старый фермерский домик, где он укрывался после ранения, но, как говорит сам Судек, руки его там не было…По выписки из госпиталя Йозеф Судек находится в поиске подходяще работы. Это был 1920 год – год разрухи и послевоенного хаоса. Работу найти было не просто даже здоровому человеку, а тем более инвалиду.
Ничего, кроме как пытаться зарабатывать фотосъемкой, Судек придумать не может, но это срабатывает. В 1922 году он поступает в полиграфическое училище на фотографическое отделение, лекции которого ведет профессор К. Новак. Там он изучает технику светописи и получает диплом фотографа ателье. На этот момент Йозеф Судек уже является членом Чешского любительского фотоклуба, где происходят встречи и ведутся творческие дискуссии. В то время концепцией чешской фотографии была, так называемая, пикторальность или живописная фотография.
Но вскоре Судек больше заинтересовывается авангардными видами фотоискусства и со временем вырабатывает свой собственный стиль. В 1927 году наконец-таки сбывается мечта последних лет Судека и он приобретает небольшое деревянное помещение, где оборудует собственное фотоателье, которому в будущем суждено стать одной из достопримечательностей Праги. Здесь он проведет практически всю оставшуюся жизнь. Не успели затянуться старые раны, как война вновь обрушилась на Европу. В 39-ом фашисты оккупировали Прагу, и Судек уже не мог ходить по вечерам снимать свой любимый город. Он практически не покидает своего ателье, стены которого надолго становятся его единственными декорациями.
Здесь и родится одна из самых значительных в творчестве Саудека фотосерия «Окно моей студии». Сразу после войны Йозеф Судек объявляет вакансию своего ассистента, на которую берет девушку – бывшую узницу концлагеря Соню Буллати. Через несколько лет она уедет в Америку, но теплые отношения с Саудеком будет поддерживать до его кончины, случившейся в 1976. За время своего творчества Йозеф Судек стал одной из известнейших личностей Чехословакии. Его работы неоднократно выставлялись на международных выставках социальной фотографии. На его счету много персональных выставок в Европе и Америке.
Многие мои друзья просто в восторге от Йозефа, и его фотографий. Всем нравится неординарность, тонкий стиль, те чувства которые Судек пытается передать зрителю…но вот меня, все это почему-то не трогает, смотря на фото, складывается впечатление, что фотограф огорчен жизнью, и хочет передать свои чувства и эмоции в фото всем зрителям, а я не любитель печальных эмоций…
Но смотря на эти фото, я их получаю…
Интересный стиль, причем один и тот же сюжет может быть сделан с разным настроением и снимок уже другой, это нам в который раз доказывает этот фотограф. И кто знает, может если ни ампутация руки, честно говоря ужасно, мир бы не увидел эти работы, а получился бы второстепенный ничем не выдающийся музыкант.
Или я настолько толстокожий или в чем дело не знаю — но мне этого не понять — чем может зацепить фото куска хлеба и яйца?
Тогда я тоже толстокожая, так как полностью согласна с Тором. Мне эта серия тоже не нравится. А вот розы на окне, особенно там где окно запотевшее, очень понравились. Интересно как он пережил годы оккупации?
Единственная красота, которую видел фотограф большую часть жизни, создавалась им самим. А если он пережил оккупацию, то сразу становится понятно, что стакан воды, кусок хлеба и вареное яйцо это самое прекрасное, что может быть для голодного человека.
Хотя бы потрудились проверить авторство фотографий. Каким образом фотографии Синди Шерман и Марка Рибу иллюстрируют статью о Судеке?!
Как оказалось, комментарии о фотографе базируются на тексте о его биографии, а не на работах как таковых. Сказанное и увиденное, снимки и текст взаимно влияют на обьективное восприятие. Прочитав текст, человек сразу же ищет его в работах исполнителя и теряет ключ изображения, смысл конкретного снимка.
«но теплые отношения с Саудеком будет поддерживать до его кончины, случившейся в 1976». СУДЕК и САУДЕК звучит похоже, но в текущий момент Ян Саудек жив и тут не о нем.