Ирвин Пенн (Irving Penn)

Irving Penn (Ирвин Пенн) родился в США, в штате Нью-Джерси (Плэйнфилд) 16 июня 1917 года. Еще в раннем возрасте он увлекся изобразительными искусствами, и после получения аттестата о среднем образовании, поступил на курс рекламного дизайна в Школу искусств, действующую при Музее Филадельфии.

Ирвин Пенн (Irving Penn)

Можно назвать везением, что его учителем стал талантливый дизайнер Алексей Бродович. Впоследствии Ирвин Пенн очень часто вспоминал с теплом и благодарностью своего наставника, утверждая, что Бродович дал ему жизнь в его любимой работе.Нельзя определенно сказать сказалось ли мастерство учителя, выраженное в педагогической практике, или это сам ученик раскрыл свои художественные таланты, или же эти оба фактора сработали одновременно, но уже в 1937г. рисунки Ирвина Пенна начали мелькать в «Harper’s Bazaar». После окончания учебы Irving Penn работал некоторое время художественным редактором «Junior League», после чего работал на такой же должности в магазине «Saks Fifth Avenue».

Когда Ирвину Пенну исполнилось 25 лет, он неожиданно уволился с работы, забрал свои скромные пожитки и уехал в Монако, где посвятил всего себя живописи. Что произошло в течение следующего года с Пенном, мы вряд ли когда-то узнаем, но, уничтоживши все свои творения, Ирвин Пенн вернулся в США.В Нью-Йорке Irving Penn устроился на должность ассистента к Александру Либерману, исполняющему в то время обязанности худ.редактора журнала «Vogue». Либермана можно считать практически легендарной личностью в мире глянцевых журналов. Будучи художником, скульптором, фотографом и дизайнером одновременно, он сумел многому научить Ирвина Пенна, своего молодого коллегу.

Ирвин Пенн (Irving Penn)

Сначала в обязанности Ирвина Пенна вменили подбор иллюстраций для обложки. Идей в его голове было огромное количество, но штатные фотографы журнала не торопились воплощать их в жизнь. И вопрос здесь вовсе не в том, что фотографы издания отличались бестолковостью и ленью. Все дело в том, что Irving Penn не был простым человеком, и работать с ним было весьма не просто.Черты характера, несомненно, сыграли определенную роль в развитии его дальнейшей карьеры: не умея сотрудничать с фотографами, Ирвин Пенн принимает решение самолично взяться за камеру.

На обложке «Vogue» 1 октября 1943 года появилась его первая фотография. И уже в скором времени Irving Penn начал раскрывать свои неординарные способности в разных областях фотоискусства, благодаря чему и стал одним из самых известных фотографов XX века. Фотографии Ирвина Пенна полны разнообразных, изобретенных и подсмотренных, приемов, коллекция которых постоянно им пополнялась. Одним из таких экспериментальных периодов можно назвать «угловой»: Ирвин Пенн сооружал бутафорский угол, куда и помещал свою «жертву». Модели вели себя по-разному: одни нервничали, представляя себя в клетке или тюрьме, другие вели себя совершенно спокойно. Среди позировавших фотографу в этот период было немало знаменитостей, например герцогиня Виндзор.

Ирвин Пенн (Irving Penn)

 Временами Irving Penn использовал всевозможные предметы мебели или какие-либо устройства, например, мог уложить модель на кровать, заставлял брать в руки музыкальные инструменты, усаживал на мотоцикл и т.д. Как-то Ирвин Пенн приобрел старинный ковер и использовал его в течение нескольких месяцев в качестве фона – ковер имел неодинаковую расцветку и узор в разных частях, потому для каждой модели фотограф мог подобрать свой определенный кусочек фона. Режиссер Альфред Хичкок среди прочих моделей также получил свой участок ковра.В 1948г. Ирвин Пенн, будучи в командировке в Перу, сделал серию фотографий, которые пользовались в последствии большим успехом. Несколько дней в Андах в ожидании самолета не были проведены даром.

У местного фотографа Irving Penn арендовал студию, которая выглядела довольно экзотично: рисунки на стенах, полы из каменных плиток, какой-то странный столик, который предназначался в качестве опоры для позирующих моделей. Ирвин Пенн сделал в этой студии примерно 200 портретов местных обитателей, в число этих работ входит и довольно знаменитый портрет Cuzco Children» («Дети из города Куско»). По росту цен на данное творение можно определить рост ее популярности: в 1948г. стоимость фотографии составила всего 10 долларов, в 1978г. – 3000, 1988г.  – 35000. В 2008г, 11 апреля, платиновый отпечаток  1971 года с размерами 48,6х50,2 см2 ушел за 529000 долларов!

Ирвин Пенн (Irving Penn)

Над проектом «Small Trades», не менее знаменитым, Ирвин Пенн трудился в 1950-1951 годах в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Моделями для снимков становились люди разных профессий в рабочей униформе и с атрибутами, соответствующими своим профессиям, в руках. Эта серия Irvinga Penna, состоящая из 252 фотографий, стала самой большой.В1952 году Ирвину Пенну было заявлено, что руководство журнала «Vogue»  не в восторге от его работ, поскольку фотографии Пена «прожигаю страницы». Irving Penn понял, что редакция хочет видеть слабые и сладенькие работы с хорошенькими девушками в них. Когда Ирвин стал снимать именно то, что так желал видеть «Vogue», его стали печатать — 200-300 страниц в год. Ирвин Пенн вспоминал с горечью, говоря, что вместо фотографий он стал производить предметы потребления. Но к большой радости поклонников творчества Инрвина Пенна  эти неприятные изменения коснулись только рекламной и коммерческой фотографии.

 Говоря о портретной фотографии, то Irving Penn продолжал снимать в своей неподражаемой манере, развивая фотографическое мастерство. В 1957 году Пенном был снят портрет неординарного художника Пабло Пикассо.Знаменитый антрополог Лионел Тайгер оставил интересные воспоминания об Ирвине Пене, который снимал его в начале 19802-х г. Тайгер говорил, что в момент съемки он понимал, что отдает больше, чем имеет, что рассказывает нечто большее, чем просто свою историю. Антрополог был восхищен тем, что фотограф стремился угодить не заказчику или портретируемому, а взыскательному зрителю.

 В 1991г. Ирвин Пенн  поделился секретом своего успеха. Он утверждал, что его клиент –это женщина, читающая «Vogue» где-нибудь в Канзасе, и его задача заинтересовать, возбудить и заинтриговать ее. Мы говорили об Ирвине Пенне, как о фотографе-портретисте, работающем практически исключительно со знаменитыми людьми, но, разумеется, это не отражает в полной мере всего диапазона его фотографических интересов.

Irving Penn утверждал, что даже съемка пирожного может стать искусством. На протяжении всей фотографической карьеры Ирвин Пенн доказывал это своими работами. Еще одним излюбленным направлением помимо портера для Пенна были «этнографические исследования»: моделями для  таких фотографий становились папуасы Новой Гвинеи в национальной одежде и другие представители подобных народов. Американский журнал «Popular Photography» в 1958г. огласил список 10 лучших фотографов современности. В их число вошел и Irving Penn. Как ни прискорбно, но 91-летний Ирвин Пенн на начало 2009г. остался единственным фотографом из «великой десятки».