Ян Артюс-Бертран, Yann Arthus-Bertrand

Ян Артюс-Бертран, Yann Arthus-BertrandФранцуз Ян Артюс-Бертран на сегодняшний день является одним из самых известных в мире фотографов. Многие фотографы вошли в историю своего любимого дела (фотографии) за счет энтузиазма и храбрости, а также мастерства в том или ином виде фотографии доведенного едва ли не идеала. Но есть и такие, которые внесли нечто новое в само искусство фотографии. Ян Артюс-Бертран принадлежит к числу последних. Собственно аэрофотография известна с третьей четверти девятнадцатого века (в этот период появились снимки, сделанные с воздушных шаров). Основоположником аэрофотографии считается легендарный парижский фотограф и воздухоплаватель известный как Надар (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон). В 1858 году Ян Артюс — Бертран сделал первый в истории снимок с воздуха, поднявшись на воздушном шаре над Парижем, однако эта его работа, к сожалению, не сохранилась. Есть что – то символическое в том, что спустя три с половиной десятилетия после смерти Надара (даты жизни которого 1820 – 1910), а именно в послевоенном 1946 году в Париже родился мальчик, которому в конце двадцатого – начале двадцать первого века суждено было стать новой легендой воздушной фотографии. Это был Ян Артюс-Бертран.

Ян Артюс-Бертран, Yann Arthus-Bertrand
В юности Ян Артюс-Бертран окончил парижскую школу искусств и стал актером. Однако, несмотря на хорошие перспективы, в возрасте двадцать один год Ян неожиданно уехал в горы Оверни (одна из французских провинций), устроившись работать там сторожем в заповеднике. Следующим его пристанищем стал кенийский заповедник Масаи – Мара, в котором Ян, вместе с женой – биологом, занимался исследованием львов. Именно там Ян Артюс — Бертран впервые произвел фотосъемки с вертолета (необходимые для исследований) и с тех пор навсегда стал фанатом аэрофотографии. Вернувшись на родину, Ян работал как фотожурналист, снимая как во Франции, так и за ее пределами, причем преимущественно занимаясь обычными, а не воздушными съемками. Его работы печатались в самых известных международных изданиях, однако небо (вернее вид земли с неба) по – прежнему манило нашего героя.
В 1991 году Ян Артюс-Бертран делает очередной поворот в своей карьере, создавая собственное фотоагентство Altitude. Благодаря отличной профессиональной репутации ему удалось убедить ЮНЕСКО стать участником своего авторского проекта «Земля, увиденная с неба» (англ. «Earth from the Air»), который с самого начала существует под эгидой этой уважаемой международной организации. Ян занялся фотографиямя с воздуха, делая их в самых разных уголках Земли. Изредка съемка велась с воздушных шаров, но чаще всего с вертолета, позволяющего зависать над нужными для фотографий точками.
Высота, используемая им для съемки также различна (от 30 до 300 метров над землей) и зависит от характеристик снимаемых объектов. Возможно, главное значение съемок Яна Артюса Бертрана состоит в том, что он создал новую концепцию самого метода воздушной съемки. До него фотографии, сделанные с воздуха, встречались в тематических альбомах (посвященных отдельным местностям, массовым мероприятиям, животным или явлениям природы) в качестве своеобразного дополнения к традиционным фотографиям. Но именно французский фотограф стал первым, кто сделал аэрофотографию основой авторского взгляда на мир и расширил географию своей деятельности до большей части планеты. Тематика работ Яна также широка и включает в себя как творения человека (например, мегаполисы), так и природу. Стремясь показать нашу планету во всем многообразии, Ян Артюс — Бертран не избегает запретных тем. В работах француза можно увидеть ужасающие последствия разрушительного цунами 2004 года, а также свалки близ мегаполисов, вырубленные леса и высохшие реки.

Ян Артюс-Бертран, Yann Arthus-Bertrand
Многое из перечисленного есть следствие бездумной (с точки зрения экологии) деятельности человека, вид на результаты которой с воздуха еще более подчеркивает остроту этих проблем. Не остались в стороне от авторской воздушной съемки и социальные катаклизмы, например уничтоженные талибами статуи Будды в афганской провинции Бамиан и лагерь косовских беженцев в Албании. Мечта Яна Артюса – Бертрана посетить все страны мира (и поработать в них), что очень сложно по политическим причинам. Например, Китай и Саудовская Аравия категорически запрещают иностранцам вести воздушную съемку своей территории. Количество уже посещенных им стран определить сложно – оно разнится от публикации к публикации, также как и количество стран, где проходили выставки фотографий этого проекта. Впрочем, это не удивительно – будучи в возрасте шестьдесят с небольшим лет наш герой, по – прежнему, полон энтузиазма и продолжает работу. Да и временные выставки охватывают все новые и новые страны и города.
Думаем что часто встречающая цифра примерно в сотню посещенных Яном Артюсом – Бертраном стран (что составляет около половины государств мира) не будет преувеличением. Кстати, его выставки проходили и в России – в Самаре (июнь – сентябрь 2002 года, Самарская набережная) Москве (июль – сентябрь 2006 года, Чистые пруды), Новосибирске. А в июне 2009 года в кинотеатрах многих стран мира с успехом демонстрировался совместный фильм Яна Артюса – Бертрана и культового французского режиссера Люка Бессона «HOME», основанный на многолетней (более 15 лет) работе проекта фотографа «Земля, увиденная с неба».
Сам Ян Артюс – Бертран большое значение придает экологическому и социальному подтексту многих своих работ, однако, надо сказать, что красота или напротив хаос, сфотографированные с неба завораживают и сами по себе. Книга Яна Артюса-Бертрана «Земля, увиденная с неба» вышла и на русском языке (первое издание – 2002, второе издание – 2008 года). В крупных российских интернет – магазинах этот объемный фотоальбом (четыреста с половиной сотни страниц) стоит около четырех тысяч рублей, что, конечно же, удовольствие не дешевое. Но любой ценитель фотоискусства подтвердит вам что оно того стоит. От этой книги невозможно оторваться, пока не изучишь ее от корки до корки!