Предметная фотосъемка

Будучи по определению статическим жанром фотографии, предметная фотосъемка изначально находилась у фотографов на почетном месте. Причиной этому отчасти стала несовершенная фототехника, однако современные камеры способны на многое, и все же предметная съемка так и осталась на первых позициях. Происходит это потому, что двигатель торговли – реклама – не может обойтись без средств современной фотографии. Так исторически случилось, что для того чтобы что-либо продать, надо это сначала показать, если, конечно, речь об осязаемом товаре. Не секрет, что именно фотографии сегодня ПРОДАЮТ, а не слоганы или лейблы. Упаковка это или страницы каталога – везде использована предметная съемка.

Предметная фотосъемка

Нетрудно догадаться, что предметная съемка, к примеру, продуктов питания и техники имеет много отличий. Скажу больше – каждый вид предметов имеет свои особенности съемки, а поскольку этих видов множество, то на первый план выходит узкая специализация фотографа. Ничего не имею против универсалов, однако считаю, что освоение жанра требует времени, а оно, как известно, не бесконечное, по крайней мере, для человека. 

 Профессиональная предметная фотосъемка предполагает, прежде всего, профессиональное оборудование. Самый простой комплект для настольной съемки небольших предметов, например, ювелирных изделий, а также посуды, состоит из, так называемого, кокона, изготовленного из полупрозрачного материала в виде палатки, и как минимум двух источников света на штативах – главного и вторичного. И хотя во многих случаях может хватить  одного главного источника, поскольку кокон отражает внутри себя свет во всех направлениях, вторичный источник может использоваться для подсветки контура или фона, а также для получения более выраженного заполняющего эффекта. 

Предметная фотосъемка

 Кокон фабричного производства, как правило, имеет два отверстия для съемки – верхнее (для съемки с верхнего ракурса) и нижнее (для боковой съемки, когда камера находится на одном уровне с объектом). 

   Предметная фотосъемка не всегда ведется в коконе – все зависит от задач и самих предметов. Сегодня фотографы часто используют динамику, которая оживляет статический объект. Средства у каждого свои; имеется также ряд общих приемов, которыми пользуются практически все. Например, роса на предметах – на самом деле не вода, а глицерин. Данное вещество не испаряется так быстро, как вода, а мы знаем, что под осветителями может быть значительная температура. Вместо снега – измельченный полиэтилен, а вместо ветра – самый обычный вентилятор или даже веер. Иней и огонь добывается из специальных баллончиков. 

Предметная фотосъемка

Однако чемпионами по «подлогу» в предметной фотосъемке являются пищевые натюрморты. Всеми приготовлениями в профессиональной рекламной фотографии занимаются фуд-стилисты. Их профессия требует глубоких познаний как в области кулинарии, так и химии. Есть много причин, по которым вместо настоящих яств и продуктов, снимают муляжи. Одна из них – все та же высокая температура на «съемочной площадке». 

Предметная фотосъемка почти всегда проводится в студии. Уличный свет с его резкими тенями в данном случае мало подходит. Кроме того, в студии есть все условия, чтобы создать однотонный фон. Обычно фоном является бумага или ткань, плавно заворачивающаяся книзу, и заходящая вперед. Важно, чтобы на границе вертикальной и горизонтальных плоскостей не было резкой черты разделения фона. Задний план в подавляющем количестве случаев снимается нерезко, поскольку все внимание должно быть приковано к объекту съемки. Нередко фон вообще удаляется на этапе постобработки, а снятый предмет становится частью иной композиции, созданной средствами Фотошоп.

Предметная фотосъемка требует нейтрального освещения, при котором нет даже намека на тень. Добиться такого эффекта непросто, но, прежде всего, нужно осознать, что снимок «рисует» не камера, а освещение. Заполнить все тени светом, кроме осветителей с крупными рассеивающими рефлекторами, помогает и светлый фон, который работает в данном случае как мягкий отражатель. 

Текстуру поверхности хорошо подчеркивает боковая подсветка, а контровая – способна создать вокруг предмета ореол, либо превратить его в силуэт. 

  Наконец, штатив, для предметной съемки почти всегда обязателен, поскольку  он помогает использовать длинные выдержки, различные эффекты, да и вообще снять неподвижный предмет с идеальной четкостью.