Стили фотосъемки

В изобразительном искусстве, к которому также принадлежит и фотография, существует множество стилей – неких «виртуально» очерченных  пространств со своими атрибутами и энергетическим наполнением. Более точного определение дать понятию «стиль» не представляется возможным, поскольку по большому счету это понятие является субъективным. Отдельные индивидуумы ощущают стиль по-разному; кто-то совсем его не ощущает, и о таких говорят: «У них нет чувства стиля». Однако стили фотосъемки, так или иначе, укладываются более или менее осязаемый свод правил.

стили фотосъемки

Стили фотографии иногда ошибочно называют жанрами. Не стоит путать эти два понятия. Под жанром подразумевают, прежде всего, условия, а стиль – это, скорее, подчиненность обстоятельствам. К примеру, фотография в жанре ню может быть выполнена в разных стилях: пин-ап, ретро, гламур и так далее. Безусловно – стилей может быть огромное количество, и их формирование происходит перманентно, и в тоже время параллельно с развивающейся культурой.

Стили появляются не сами собой, а как следствие различных событий, которые получили определенный резонанс или просто огласку в культурных кругах; или же вследствие моды на что-либо. Например, когда-то индейцы Майя создали свою уникальную культуру, которая по стечению обстоятельств сегодня получила широкую популярность. Самобытность культуры Майя складывается из атрибутики одноименного древнего племени, образцов их изобразительного искусства и архитектуры. Таким образом, все, что, так или иначе, связанно с Майя образует их аутентичный стиль. Если фотограф применит в декорациях стилистику Майя, то можно будет сказать, что и снимки сделаны в стиле индейцев Майя. И это не будет ошибкой, т.к. нет более точного определения отснятой фотосессии, хотя как такового стиля Майя не существует.

стили фотосъемки

Очень большое влияние на фотографию оказывают художественные стили, которые в свою очередь стали отражением культуры конкретных исторических периодов. Так, всем известный своим эпатажем американец Энди Уорхолл в средине ХХ века стал основоположенником стиля поп-арт, который надежно закрепился в современном искусстве. Изначально была идея стереть грань между уникальными предметами культурного наследия и предметами массового производства. Эту идею подхватили другие художники и, в конце концов, она вылилась в целее направление и стиль. Теперь, если фотограф применяет поп-артовскую атрибутику, то его фотографии будут, скорее всего, охарактеризованы как поп-арт.

    Модным ныне словом «гламур» теперь все чаще называют и стиль фотографии, характерными чертами которого являются совершенные образы рафинированного шика и блеска. Гламур как стиль сформировался на стыке ХХ и ХХI века. Можно сказать, он стал неким символом экономического апогея и видимо станет его могильщиком. Сегодня трудно поверить, но лет двадцать назад слово «гламур» практически не было в употреблении. О стиле «гламур» тем более никто и понятия не имел. Но сегодня каждый знает, что типичным примером гламурной фотографии являются глянцевые обложки модных журналов. Однако эти обложки были и в середине ХХ века, и никто не думал, что они их когда-то станут называть гламурными. Выходит, рождение нового стиля является следствием культурного события, собственно, что и требовалось доказать.

стили фотосъемки

 И в подтверждение сказанного еще один пример. Всем известный стиль «ретро». Что это и откуда он взялся? Оказывается, появляющихся стилей становится так много, что мы просто не в состоянии все их запомнить и идентифицировать. Поэтому все отжившее и неактуальное мы, образно говоря, складируем в отдельную коробочку и мило называем ее словом «ретро», означающее на латыни «назад». Иногда мы открываем эту коробочку, просматриваем ее содержимое, которое помогает нам мысленно перенестись в ушедшую эпоху наших бабушек и дедушек. Через лет сто содержимое ретро-шкатулки станет антиквариатом, поэтому можно предположить, что само понятие «ретро» является ни чем иным, как отношением какого-либо предмета к околовековой давности (немногим более или немногим менее). Если мы сегодняшние попытаемся воспроизвести при помощи костюмов и декораций эпоху конца ХIХ – начала ХХ века и при этом будем подражать манере фотографов того времени, то получим фотографии в стиле ретро.

Если же мы отберем из содержимого нашей абстрактной ретро-шкатулки самые эксклюзивные предметы и сделаем их декорациями, то такие фото можно будет назвать винтажными. Правда, многие считают, что винтажные вещи имеют возрастной ценз 30-60 лет. Из этого следует еще один вывод: то, что сегодня является винтажем, завтра станет ретро.

Однако дело фотографов творить по наитию, создавать нечто новое, находящееся вне рамок и границ. А то, к какому стилю отнести их работы, пусть определяют искусствоведы и критики – это их работа.