Спенсер Туник (Spencer Tunick)

Великий провокатор, аморальный сумасшедший, гениальный художник… Как только не называли критики американского фотографа Спенсера Туника.

Спенсер Туник (Spencer Tunick)

Некоторых его откровенно философические работы восхищают, а некоторых приводят в ужас. Естественно, ведь далеко не каждому понравится фотография, на которой 18 000 голых людей разгуливает по пустующему мегаполису. Но, не смотря ни на что, Спенсер Туник стал настоящим символом новой эры фотоискусства. Спенсер Туник вовсе не извращенец, который ради эпатажа снимает тысячи обнаженных тел.

Он – философ, поэтому каждая его работа призвана донести до нас определенную мысль. Но о смысле фотографий и сюжетов Спенсера Туника позже. Прежде всего изучим жизнь этого странного гения. Спенсер Туник родился в 1967 году в городе Мидлтаун штат Нью-Йорк. Он заинтересовался искусством в очень раннем возрасте, поэтому позже выбрал это направление для своего образования. В 1988 году мастер получил степень Бакалавра искусств в Колледже Эмерсон.

Спенсер Туник (Spencer Tunick)

Сразу после этого он начинает работать как профессиональный фотограф, занимаясь активным поиском новых и оригинальных сюжетов. Фотосъемка свадеб, создание портфолио, обработка фото – все это не для Спенсера Туника. Профессиональная фотография для него является искусством, а не чем-либо еще. В 1992 году Спенсер Туник пришел к флэш-мобу, обеспечившему фотографу мировую известность. Он начал снимать обнаженных людей. Первоначально в фотосъемке участвовало не более трех моделей. Они стояли в акробатических позах на фоне самых неподходящих для этого мест.

Так появился особый стиль, который зародил профессиональный фотограф Спенсер Туник. Однако фантазия художника развивалась очень быстро, поэтому в скором времени он заменил трех моделей тысячей человек. В 1986 году Спенсер Туник приехал в Лондон, где снимал голые тела на фоне автобусной остановке и в Зале Школы Аллейн. После этого обнаженные люди ходили по улицам Нью-Йорка, Брюгге, Буэнос-Айреса, Буффало, Лиссабоны, Лиона, Мельбурна, Монреаля, Рима, Сан Себастьяна, Сан Паоло, Каракаса, Ньюкасла, Вены, Дюссельдорфа, Хельсинки, Сантьяго, Мехико и Амстердама.

Спенсер Туник (Spencer Tunick)

Недавно великий инсталлятор Спенсер Туник приезжал в Москву, для того чтобы устроить профессиональную фотосъемку ее «лица» для Биеннале 2009 в Москве. Спенсер Туник в Москве выбрал 15 человек, обнаженные натуры которых фотографировали на фоне Северного округа столицы для проекта MOSCOW INDIVIDUALS. Данная работа (MOSCOW INDIVIDUALS) создавалась специально для демонстрации в рамках биеннале (Третья Международная Московская Биеннале Современного Искусства). Однако Московская фотосъемка была далеко не самым грандиозным проектом Спенсера Туника.

В 2007 году фотограф Спенсер Туник проводил фотосъемку на главной площади Мехико, участие в которой приняло более 18000 обнаженных людей. До этого Спенсеру Тунику удалось собрать 7 000 человек в Барселоне, 1 800 в старом центральном вокзале Буффало, 2 754 в Соединенных Штатах Америки. В рамках проекта по защите окружающей среды Спенсер Туник проводил фотосъемку на тающем Леднике Алецч. В данной художественной инсталляции участвовало 600 человек, построивших собой живую скульптуру. Людям приходилось работать при температуре всего в 10 градусов.

Спенсер Туник (Spencer Tunick)

Однако проект стоил того, скандальная фотосъемка быстро привлекла внимание общественности к проблеме глобального потепления. Многих скептиков такой размах приводит в ужас, ведь далеко не каждая психика способна спокойно отнестись к живой дорожке из 18000 голых тел. Однако к чести фотографа стоит отметить, что его работы не основаны на сексуальных темах, эротики в них не удастся найти даже при большом желании. Ведь когда обнаженное тело помещается в компот из тысячи таких же тел, оно становится понятием абстрактным и незначительным.

В работах Спенсера Туника на первый план выходит идея, поэтому на таких откровенных фотографиях каждый человек становится частью одной массы, в которой даже не отличишь: где мужчина, а где женщина. Философия работ Спенсера Туника – это рассуждение на тему жизни в большом городе и потери человеческой индивидуальности. Фотограф показывает нам, что будет, если столкнуть человека лицом к лицу с окружающим миров.

Обнаженное тело при этом символизирует открытость и беззащитность. На фотографиях Спенсера Туника очень сложно разглядеть одного человека, так как все сливаются в единую композицию. Это как нельзя лучше показывает то, что в толпе людей человек легко теряет собственное «я», становится неинтересным.

Фотографии мастера запечатлевают обнаженных людей на фоне самых привычных городских пейзажей, как правило, они стоят в акробатических позах или лежат, вскинув руки к небу. Спенсер Туник работает только с обычными людьми, фотографии моделей не подходят его глубокой идеи. Поэтому даже если фотостудия – не место вашей работы, вы можете поучаствовать в проектах мастера в качестве добровольца.