История фотографии.

Мы идем по улице, видим красивый пейзаж и привычным движением щелкаем затвором фотоаппарата или просто фиксируем его камерой в мобильном телефоне. Ни одно наше путешествие, ни одно торжество не обходиться без целой серии снимков. Но с чего начиналась история фотографии и кому первому пришла мысль зафиксировать изображение не с помощью карандаша и кисти, а с помощью самого света?

История фотографии.

Наверное, неправильно будет утверждать, что история фотографии связана с одним конкретным именем. Человечество долго шло к этому открытию, и оно не состоялось бы без некоторых достижений в области оптики и химии сделанных раньше. Первым таким открытием в истории фотографии была камера обскура. Еще Аристотель заметил, что свет, который проникает через узкое отверстие, может проектировать изображение в перевернутом виде на противоположенной стене. Приблизительно в Х веке арабский ученый Альхазен создал камеру обскуру в виде затемненной комнаты и заметил связь между четкостью изображения на стене и диаметром отверстия. В Европе первые подобные камеры появились в ХVI веке. Их часто использовали художники для изучения перспективы. С камерой обскурой работали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Большой вклад в историю фотографии и в усовершенствование камеры обскура внёс итальянский физик Джованни Порта. Сначала он предложил вставлять в отверстие камеры стекло в виде чечевицы, оно напоминало современную линзу. Затем Порта изобрел портативную камеру. В небольшом темном ящике находилось зеркало, установленное под углом 45 градусов, оно проецировало изображение на стол или лист бумаги. К XIX веку камеры обскуры прочно вошли в обиход европейцев, их использовали путешественники, граверы, художники и архитекторы. Изображение, полученное в камере, обрисовывали карандашом. Это помогало запечатлеть образы даже тем, у кого не хватала таланта рисовать прямо с натуры.

История фотографии.

Будущим творцам истории фотографии помогло еще одно открытие. Долгое время считалось, что серебро может менять свой цвет под воздействием тепла. Но в 1725 году немецкий физик Иоганн Генрих Шульце доказал, что серебро темнеет не от тепла, а от света. Его открытие было почти случайным, он хотел получить светящееся вещество, смешивая мел с азотной кислотой. В этой смеси находилось немного серебра, и на солнце она потемнела. При этом часть, на которую не попадали лучи, осталась светлой. Шульце провел ряд экспериментов, он накладывал на бутылку со смесью бумажные буквы и цифры, а потом получал их изображения. Через два года ученый опубликовал результаты своих исследований, но они имели только научный интерес, ведь Шульц даже не думал о том, что изображение можно зафиксировать. Настоящая история развития фотографии началась лишь спустя столетие. С ней связаны такие имена, как Ньепс, Дагерр, Тельбот. Каждый из них внес свой вклад, но первенство сейчас все-таки оставляют за Ньепсом. Хотя в воспоминаниях Дагерра сохранился небольшой эпизод, почти легенда. Однажды к его другу, оптику Шарлю Шевалье зашел молодой человек, он хотел купить камеру обскуру, но не имел денег. Юноша подарил Шевалье маленькое фотографическое изображение и состав, с помощью которого получил его. Но, ни Шевалье, ни Дагерру не удалось повторить с его помощью опыт незнакомца, а имя и адрес молодого человека не сохранились. Если бы Шевалье был более внимателен, возможно, история фотографии обрела еще одну фамилию, а так она канула в неизвестность.

Но вернемся к истории фотографии и Нисефору Ньепсу. Он родился в 1765 году, в небольшом городке Шало-на-Сене. Его предки были аристократами, но довольно благополучно пережили революцию, приняв в ней живое участие. Сам Ньепс в молодости начал военную карьеру, которая прервалась довольно рано из-за плохого здоровья. Вернувшись к штатской жизни, он начал заниматься своим любимым делом – изобретательством. Первые опыты Ньепса были в области литографии. Он открыл свою мастерскую, занялся добыванием камней для литографий, а позже изобрел новый метод – создание литографических клише из металла. Изображения Ньепс получал с помощью камеры обскуры. В создании гравюр ему помогал сын Исидор, который неплохо рисовал. Но вот Исидора забирают в армию, а сам Ньепс не обладал талантом художника. Теперь литограф задумался над тем, как зафиксировать рисунок из камеры обскуры без помощи карандаша. Подобные идеи у него возникали и раньше, но всерьез он ими не увлекался.

История фотографии.

Для фиксации изображения Ньепс выбрал битум, растворенный в лавандовом масле. Этим составом он покрывал металлическую пластину с серебром или стекло, немного нагревал ее, чтобы битум равномерно растекся по поверхности. Затем помещал ее в камеру обскуру, экспозиция в которой длилась около восьми часов. Появившееся изображение сначала было нечетким и требовало окончательной проявки. Места в покрытии, куда попадал свет, становились твердыми и нерастворимыми. С помощью кислоты и смеси масла с нефтью Ньепс удалял остатки битума. Теперь на пластине появлялась картинка, в которой светлые места соответствовали неосвещенным частям объекта, а темные – освещенным. Так была получена первая фотография. Свои изображения Ньепс назвал гелиографиями. Они пользовались неплохим успехом и вскоре привлекли свое внимание другого, не менее важного человека в истории возникновения фотографии, по имени Дегерр.

Луи Жак Мандэ Дагерр родился в 1787 году, он был на 22 года моложе Ньепса. Отец Дегерра рано заметил у сына художественный талант и отдал его учиться рисованию. Свою карьеру будущий фотограф начал, как художник декоратор. Он создавал световые эффекты для театральных постановок, оформлял сцену и достиг на этом поприще немалых успехов. Но через некоторое время Дагерр уходит из театра и начинает собственное дело. Вместе с коллегой по цеху Бутоном они создают диораму – усовершенствованную панораму, которая размещалась в специальных залах и даже в ярмарочных балаганах. Диорама представляла собой комнату, в которой на стенах были изображены виды городов, пейзажи. С помощью игры света и тени эти виды создавали впечатление почти настоящего присутствия. Дегерр не стеснялся использовать в диораме живые декорации, например козу или настоящую ель, звуки, музыку. Это вызывало критику профессионалов, но не смущало художника. Диорама пользовалась большим успехом в Париже, она привлекала к себе жителей города и туристов. Но Дегерр не привык сидеть на месте, у него постоянно возникали новые идеи. Уже от самого начала работы над диорамой он начал думать о том, как зафиксировать картины, которые рисует свет через камеру обскуру. На первом этапе он постарался усовершенствовать саму камеру, чтобы изображение получалось более четким. Здесь незаменимым помощником для него стал оптик Шарль Шевалье.

История фотографии.

В 1927 году Дагерр встречает Нисефора Ньепса. Ко времени знакомства с Ньепсом у него уже были кое-какие собственные наработки, но пока он не получил еще фиксированного изображения. Сначала изобретатели отнеслись друг к другу с недоверием и только через 2 года, после подписания договора начали совместное сотрудничество. К сожалению, оно не принесло больших результатов. Через 4 года Ньепс умирает, так и не внеся ничего нового в свой метод получения фотографии. Дагерр начинает работать немного в другом направлении. Он концентрирует свое внимание на свойствах йодида серебра изменять цвет под воздействием лучей солнца. Вначале ему никак не удается проявить изображение, которое на серебряных пластинах получалось слишком тусклым. Существует версия, что решение к Даггеру пришло абсолютно случайно. Он оставил пластинку из серебра в шкафу с химикатами и на утро увидел, что картинка на ней стала более четкой. Путем исключения он пришел к выводу, что проявить изображение помогли пары ртути. В качестве фиксирующего раствора Даггер использовал обычную поваренную соль. Так, после 11 лет кропотливых исследований, ему удалось получить первые фотографии. Вместе с сыном Ньепса Исидором они начинают искать предпринимателя, который бы вложил деньги в развитие фотодела. Но здесь их ждала неудача, никто не хотел рисковать своими капиталами ради сомнительных картинок на серебряных пластинах. Тогда Даггер обратился к астроному Доменику-Франсуа Араго, который и представил новое изобретение в Академии наук 7 ноября 1939 года. Дагерротип, как назвал свои работы автор, произвел сенсацию в научных кругах. Теперь работами Дагерра заинтересовались дельцы, которые еще недавно игнорировали предложения о сотрудничестве. Дагерр стал богат, он честно поделился частью доходов с Исидором Ньепсом, который согласно договору, был наследником своего отца.

История зарождения фотографии будет неполной без имени Bильяма Генри Фокса Тальбота. Он родился в 1800 году в аббатстве Лакок на юго-востоке Англии. Благодаря хорошему материальному положению своего отца молодой англичанин смог получить отличное техническое образование и посвящать время путешествиям. Во время поездок по Италии Тельбот, как и многие путешественники того времени, пользовался камерой обскурой для того, чтобы запечатлеть виды городов, памятники архитектуры. Особого художественного таланта у него не было, и он стал задумываться, как создать изображение без помощи карандаша. Вернувшись в Англию, Тельбот посвятил себя опытам. Он пошел немного по другому пути, чем Ньепс и Дагерр. За основу была взята не металлическая пластина, а бумага, которую Тельбот сначала пропитывал азотистым серебром. Потом он понял, что соединения серебра и йода обладают большей светочувствительностью, а излишек калия способен ее прекратить. Поэтому для фиксации изображений англичанин стал использовать не поваренную соль, а калиевую. Со временем его друг, химик Уильям Гершель, порекомендует ему использовать для этой цели гипосульфит натрия.

Главным вкладом Тельбота в историю развития фотографии является изобретение негатива. Во время своих опытов он заметил, что даже слабое или невидимое изображение можно проявить с помощью галловой кислоты. При этом получается картинка, на которой светлые места фотографируемого объекта получаются темными, а темные – светлыми. С помощью воска Тельбот сделал бумажный негатив прозрачным. Теперь развитие фотографии получило новый толчок. Ведь дагерротипы изготавливались только в одном экземпляре, а с негативов Тельбота можно было получить неограниченное число копий. Поначалу качество бумажных фотографий уступало качеству изображений, полученных на серебряных пластинах и достижения Тельбота не получило достаточного признания. Но будущее все-таки было за ними. Со времени создания первой фотографии прошло много лет. Серебряные пластины сначала сменила бумага, затем пленка. А сейчас большинство фотографов перешли на «цифру». Хотя некоторые профессионалы продолжают работать с оборудованием для пленочной съемки.